«Золотая маска» поставила спектакль Хайнера Геббельса
Автор: Admin 22.10.2013 00:00
Спектакль «Вещь Штифтера» Хайнер Геббельс впервые был представлен в Авиньоне четыре года назад. На Сретенке в «Школе драматического искусства» его показал фестиваль «Золотая маска». Это изумительное визуально-акустическое сочинение поразило Москву своей радикальной формой. Идея и конструкция постановки навеяны творчеством Адальберта Штифтера, австрийского писателя XIX века, который в России малоизвестен. Штифтер был одним из тех, кто сопровождал философские медитации Мартина Хайдеггера и Фридриха Ницше. Само понятие «кротость» Хайдеггер позаимствовал у Штифтера, который видел величие и возвышенность природы в ее кроткой обыденной простоте.
Хайнер Геббельс на этом парадоксе создает свою сценическую медитацию. По всему планшету сцены два машиниста накачивают воду в четыре плоские ванны, которая благодаря свету отражается на четырех вертикальных экранах. На дальнем плане – «хор» из механических инструментов, представленных пятью фортепиано с вывернутыми наружу внутренностями, буквально аккомпанирующих звукам струящейся воды и насосам. В раме находится вся сюрреалистическая конструкция с фортепианными внутренностями, которая движется по рельсам вдоль четырех прямоугольных ванн. При этом, в постоянно меняющихся потоках света проявляются картины таинственного флорентинца Паоло Уччело, опередившего эксперименты сюрреалистов на пять веков. В конце спектакля в ваннах вместо картин «проявится» текст Штифтера об обледеневшем проселочном пейзаже.
Постановка Геббельса не случайно была показана на сцене театра, который создал Анатолий Васильев, поскольку они оба предложили парадоксальный проект Возвращения к Человеку и Слову, осмысленному как понятие вселенской истории. В нем надрыв «слишком человеческого» уступает место новому покою. Здесь английская речь, сопровождаемая ударами механических молоточков, выглядит древним ритуальным камланием, шум дождя вплетается в ритм африканских созвучий. Может быть Геббельс, как и Анатолий Васильев, решил в своем механическом, сюрреалистическом театре, лишенном человека, снова найти человека. Постановка Геббельса благодаря медитациям Адальберта Штифтера о красоте проселочных дорог, чавкающим звукам насоса, прелюдиям Баха выходит на уровень принципиальных театральных работ ХХI века. Несмотря на отсутствие человека в театре, Геббельс заставляет нас осознать новые связи человека с распавшимся миром, но только человека, который уже не находится в центре одухотворенного космоса, а меланхолически присматривающего за ним.
Меню
Опрос
Улицы Парижа (Гранд опера)
Новости
Някрошюс и Миронов: Новый Калигула.
Государственный театр наций порадует в этом сезоне всех театралов новой постановкой, которая претендует на звание самой громкой постановки сезона. На этот раз спектаклем, который был выбран для постановки, является Калигула, по произведению Альбера Камю. Режиссером нового спектакля выступит Эймунтас Някрошюс, а главную роль – безжалостного тирана – сыграет любимый многими актер Евгений Миронов.
Подробнее...
Статистика
Статьи : 142
Ссылки : 6
Просмотры материалов : 486211