Венская опера – роскошная и несчастная
Автор: Admin 21.01.2011 16:44
В самом центре столицы Австрии, в двух шагах от собора Святого Штефана, расположилось великолепное здание Венской государственной оперы. Его архитекторы, Эдуард ван дер Нюлль и Август фон Сикардсбург, создавая главную сцену в самой музыкальной стране Европы, черпали вдохновение в раннем французском Ренессансе. Впоследствии этот театр был признан одним из лучших в мире, однако путь Венской оперы к триумфу был длинным и тернистым.
Придворная опера в Австрии известна с середины XVIII века, когда для монархов начала давать представления труппа итальянских актеров и певцов. В то время, однако, постоянного места для оперных постановок еще не было: спектакли шли на сценах различных театров: сначала, в 1748 году, — в венском "Бургтеатре", а с 1763 года — в "Кернтнертортеатре". Обставлены эти выступления итальянцев были весьма помпезно.
Собрать оперные и балетные постановки под одной (весьма роскошной) крышей было решено в XIX веке, во времена правления императора Франца Иосифа I, который славился особым вниманием к этикету и традициям. Проект здания нового театра для придворной оперы был поручен в 1863 году двум знаменитым австрийским архитекторам Августу Сикарду фон Сикардсбургу и Эдуарду ван дер Нюллю. Свое творение они выполнили в стиле неоренессанса, черпая вдохновение в раннем французском Возрождении.
Фасад здания был украшен фрагментами из знаменитой оперы Моцарта "Волшебная флейта". Пять великолепных статуй работы скульптора Эрнста Хенела аллегорически изображали пять муз: Грацию, Фантазию, Комедию, Героику и Любовь. Столь же изысканным было и внутреннее убранство театра.
Высокие потолки, полированные паркетные полы, роскошный зрительный зал на 2200 мест с прекрасной акустикой, знаменитая лестница, украшенная скульптурами Йозефа Гассериана, фойе Швинд, оформленное сценами из различных опер, и, конечно, чайная, выстроенная по заказу самого императора: здесь Его Величество с приближенными коротал время в антрактах. Казалось бы, задача, поставленная перед архитекторами, выполнена: здание получилось чрезвычайно привлекательным для самой утонченной публики и одновременно весьма удобным для артистов. Но не тут-то было.
Торжественное открытие главного театра Австрии состоялось 25 мая 1869 года (давали "Дон Жуана" Вольфганга Амадея Моцарта) — и сразу на создателей здания Венской оперы обрушился вал критики. Как пресса, так и публика обвинила архитекторов в расточительстве, безвкусии и чрезмерной помпезности. Свое негативное мнение высказал даже кайзер.
Ван дер Нюлль, не выдержав такого грандиозного позора, свел счеты с жизнью — его нашли в петле. Два месяца спустя от инфаркта умер и Сиккардсбург. Поговаривали, что именно с того времени до конца жизни Франц Иосиф избегал публично высказывать свое мнение по вопросам искусства, неизменно повторяя одну и ту же фразу, ставшую нарицательной: "Это было прекрасно и очень меня порадовало…".
С 1875 по 1897 год музыкальным директором и главным дирижером театра был Ганс Рихтер — талантливый интерпретатор опер Вагнера. При нем в Вене были поставлены "Кольцо нибелунгов", "Тристан и Изольда", "Отелло" и большой цикл произведений Моцарта. Среди тех, кто впоследствии определял судьбу этого блистательного театра, — Густав Малер, Феликс фон Вайнгартен, Рихард Штраус, Клеменс Краус, Карл Бем, Херберт фон Караян, Клаудио Аббадо. За время своего существования Венская опера стала свидетелем множества триумфов высокого искусства.
Одна из наиболее значимых вех в жизни этого театра — десятилетний период руководства Густава Малера (1897-1907), гениального композитора и дирижера. Будучи директором, он начал реформы, которые превратили Венскую придворную оперу в один из лучших европейских театров. Руководитель труппы тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования к оркестру, хору и солистам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности.
В те годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены "Богема" Дж. Пуччини, "Фальстаф" Дж. Верди, "Электра" Р. Штрауса, а также оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин", "Пиковая дама" и "Иоланта". Публика была восхищена талантом солистов П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман.
Малер настолько беззаветно исполнял свою миссию, что пожертвовал даже своим талантом композитора — он позволял себе сочинять только в летний период, когда театр временно закрывался. К сожалению, судьба поступила с гением жестоко: он был смещен со своего поста в результате интриг, а во главе театра стал Франц Шальк.
Свое современное название — Венская государственная опера — театр получил в 1918 году, после образования Австрийской республики. В 20-30-е годы XX века наряду с произведениями классиков — Моцарта, Верди, Р. Штрауса, М. Равеля — в репертуаре театра значительное место начинают занимать оперы современных композиторов: "Чудо Элианы" Корнгольда, "Джонни наигрывает" Кшенека, "Царь Эдип" Стравинского. Казалось, все постановки в стенах Венской оперы обречены на успех. Но тут началась война…
http://www.pravda.ru/culture/theatre/opera/28-11-2010/1058874-vienn_opera-0/
Меню
Опрос
Улицы Парижа (Гранд опера)
Новости
Театр военных действий в Перми.
Приближается праздник девятого мая – день великой победы нашего народа в борьбе против фашистских захватчиков, вероломно атаковавших нашу землю в 1941 году. Во все времена этот праздник имел особую значимость и свою атмосферу – кроме великой радости от того, что именно наши солдаты смогли одержать победу в борьбе за свободу, ощущается также и великая грусть и скорбь за всех тех, кто не дожил до конца войны и погиб на полях сражений за себя, свою страну, своих детей и внуков.
Подробнее...Статистика
Статьи : 142
Ссылки : 6
Просмотры материалов : 486214